«Весна. Большая вода» — один из немногих весенних пейзажей Левитана

весна

Картину «Весна. Большая вода» Исаак Левитан посвятил весеннему пробуждению природы. Некоторые искусствоведы считают эту работу словно продолжением картины учителя Левитана – Алексея Саврасова «Грачи прилетели» (1871). Только она более чувственная, нежная.

Давно замечено, никому, кроме Левитана, не удавалось передать тончайшую мелодию души в её соприкосновении с миром природы. В «Весне…» (1897) соединены радостная капель, лёгкий всплеск воды, ветерок и вместе с тем звенящая тишина…

Сюжет незамысловат, тысячи раз увиденный и тысячи раз описанный. Подумаешь, берег небольшой реки с приютившейся лодочкой. Однако один из современников художника верно сказал: «Все великое, говорят, просто. И средства, используемые Левитаном, всегда просты. Так мало нот и так много музыки…».

Я бы добавила: и свежего воздуха, который пахнет весной и едва распустившимися почками. Ну, скажите, кто ещё мог столь просто и лирично написать пейзаж? Только тот, кто беззаветно влюблён в русскую природу!

«Весна. Большая вода»

«Весна перед вами, и душа её, её сокровеннейшее настроение охватывает вас с непривычной силой», — так высказался об этой картине Анатолий Луначарский. Невероятное умиротворение и радость преображения — вот чем пронизан пейзаж художника. Весна идёт! Весне дорогу!

Известно, что на картине изображена река Съежа в Тверской губернии. Судя по всему, действие происходит в апреле, когда снег уже растаял и река выходит из берегов. Природа начинает стремительно пробуждаться от глубокого зимнего сна.

Весенний паводок покрыл прибрежные области и затопил всё вокруг. Вода изображена тихой и неподвижной. В нежнейшей лазури воды отражаются тонкие белые стволы берёзок. Тени голых деревьев падают на подсушенную солнцем рыжую землю.

Высокие, ещё не покрытые листвой, деревья раскинули пока ещё голые ветви и пытаются достать ими почти прозрачное голубое небо. Время от времени с них слетают крошечные капельки и падают в воду, создавая чуть заметную рябь. Скоро на них набухнут почки, и они покроются пышной листвой.

Традиционно для Левитана, не считая «Осени в Сокольниках», на картине отсутствуют люди. Однако на присутствие человека намекает брошенная на берегу лодка и полузатонувшие домики на горизонте. К тому же, вдали на пригорке видна деревня.

Солнца на картине нет, но его присутствие слишком явно: блики, отражения в воде и тени от деревьев, которые падают на затопленный берег реки. 

Певец природы

Исаак Ильич Левитан всегда любил природу средней полосы России. Считается, что из всех времён года ему больше всего нравилась осень. Не случайно же в его весенних пейзажах иногда можно почувствовать настроение осеннего сырого дня, где преобладает серо-бурый цвет и об­щая подавленность.

Однако из-под его кисти выходили и такие работы, где чувствуешь запах весны, наблюдаешь за таянием снега и слышишь, как бегут ручьи… Сам же Левитан любил повторять: «Картина — это что такое?  Это кусок природы, профильтрованный через темперамент художника».

К сожалению, полотном «Весна. Большая вода», которое можно увидеть в Третьяковской галерее, завершилась серия ярких, поэтических весенних пейзажей Левитана. Он закончил его к 1897 году, когда уже примерял новые методы в работе, отра­жённые в следующем цикле его произ­ведений.

Для информации. Исаак Ильич Левитан  — русский живописец и рисовальщик, один из крупнейших и наиболее плодовитых мастеров реалистического пейзажа второй половины XIX века. Академик Императорской Академии художеств (1898). Вопреки распространённому мифу, Левитан не придерживался религиозного запрета на изображение людей. Хорошо известны графический и живописный автопортреты Левитана и  произведения, на которых изображены самые близкие Левитану люди и их родственники: «Портрет художницы Софии Петровны Кувшинниковой», «Портрет Антона Павловича Чехова», «Портрет Николая Павловича Панафидина». Другие портреты кисти знаменитого пейзажиста не пользуются таким вниманием специалистов и публики главным образом потому, что история их создания и запечатлённые на них люди неизвестны.

весна
И. Левитан. Весна. Большая вода. 1897. ГТГ

 

При подготовке публикации использовались следующие материалы:

Левитан Исаак Ильич // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.

Константин Паустовский. «Исаак Левитан». Повесть о художнике. — М., 1937

Изабелла Гинзбург. И. Левитан. — Л.—М.: Искусство, 1937

Михаил Нестеров. «Давние дни», Воспоминания о Левитане.Н. П. Смирнов. «Золотой плёс. Повесть о Левитане». //Ж. Охотничьи просторы. — М., 1959

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» —