Кузьма Петров-Водкин: «Петроградская мадонна»

петроградская мадонна
Кузьма Петров-Водкин. «Петроградская мадонна». 1920 г. ГТГ

Картина Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина «1918 год в Петрограде», написанная в 1920 году, является одной из самых запоминающихся и значимых работ мастера, не считая, конечно, его знаменитого полотна «Купание красного коня». Выставленная в Третьяковке, она больше известна под названием «Петроградская мадонна».

Строгие критики считали эту работу «отражением эпохи» и «историческим символом» революции. Были высказывания о том, что «Петроградская мадонна» — это лицо, настроение революционной столицы и олицетворение России того неспокойного времени…

Женщина на картине, в глазах которой видна тревога за будущее, может только смиренно ждать завтрашнего дня, не зная что будет с народом и с ней самой…

Сюжет поражает простотой

Сюжет картины «Петроградская мадонна» поражает своей простотой и реалистичностью. Главная героиня — молодая женщина. Её голова повязана белым платком, в глазах — тревога и смирение.  На руках у молодой матери — мальчик, прильнувший к груди. Его личика не видно, но нет сомнений: малыш — ровесник Великой октябрьской социалистической революции 1917 года. Когда смотришь на полотно, невольно возникает мысль, что перед тобой не лицо обычной горожанки, а иконописный лик. Автор представил женщину в очевидном образе Богоматери. Выражение лица и сами его черты, поза, одежда — всё отсылает к иконописным традициям, которые художник прекрасно знал, ибо серьёзно изучал.

Не менее интересен фон картины. Присмотревшись, можно увидеть листовки на стенах. К слову, если верить воспоминаниям очевидцев, тогда за каждым поворотом прохожих ожидали революционные манифесты и воззвания. Здания с выбитыми стеклами в окнах, но, тем не менее, нельзя сказать, что они разгромлены. Наоборот, почему-то создается впечатление, что это здания эпохи Возрождения. Петроград кисти Петрова-Водкина выглядит очень красивым и гармоничным.

Пешеходы на улице сбились в группы. Скорее всего, они делятся тревожными новостями и слухами. А может просто обсуждают самый больной в то время вопрос: где взять хлеба?

Художник намеренно изобразил улицы пустынными и широкими, а дома — высокими и мрачными. В этом большом городе никому нет дела до бед «маленького человека», и матери с младенцем также некому обратиться за помощью.

«Петроградская мадонна»

Однако «Петроградскую мадонну» Кузьмы Петрова-Водкина нельзя назвать трогательной или романтической картиной. Она скорее похожа на новостную сводку и сухую констатацию фактов. Зритель, глядя на нее прекрасно понимает: в стране царит разруха, страх, нищета.

Однако жизнь продолжается и этот образ матери с младенцем. Так сказать, рождение новой России… Поэтому нет ничего удивительного, что именно «Петроградская мадонна» завершает цикл о материнстве в творчестве Петрова-Водкина, куда вошли «Девушки на Волге», «Утро», «Мать».

Художник и революция

В 1918 году Кузьма Петров-Водкин становится одним из учредителей и активных участников Вольфилы (Вольной философской ассоциации). Это была территория свободного мнения, новых идей режиссеров, поэтов, художников, так сказать, магнит для молодых и голодных студентов. Андрей Белый читал здесь «Симфонии» и доклад «Кризис культуры», Александр Блок — поэму «Двенадцать» еще до того, как она была напечатана, а Евгений Замятин — роман «Мы» как предупреждение об «опасности государственного абсолютизма».

Участники почти не говорили о политике, однако свято верили, что революция политическая должна стать прежде всего основой для революции духовной. Главными темами в клубах, кружках и дискуссиях Вольфилы была философия искусства и духовного преображения человека.

Сегодня кому-то покажется странным, но несмотря на голод и холод люди свято верили в новую жизнь. Так что не удивительно, что у художник возникла идея написать именно такую картину-возрождение, ибо он, как и все, надеялись на счастливое будущее.

Творческие приёмы

Именно тогда Петров-Водкин окончательно разработал собственную теорию живописи и особые творческие приёмы, так сказать, «сферическую перспективу», который даёт ощущение шарообразной поверхности, и «трёхцветие» — использование красного, синего и жёлтого цветов. Эти приёмы Кузьма-Петров Водкин использовал в своих поздних работах, включая портреты и натюрморты: «Полдень», «Утро. Купальщицы», «Девушка в красном платке (Работница)», «Утренний натюрморт».

К 10-летнему юбилею Красной армии Кузьма Петров-Водкин написал картину «Смерть комиссара». На переднем плане он изобразил раненого мужчину в комиссарской форме, которому не дает упасть на землю его ординарец, на заднем плане — подстреленного солдата и его уходящих однополчан. Полотно признали шедевром выставки Ассоциации художников революционной России, а искусствовед Яков Тугендхольд даже назвал его «гвоздём» всей экспозиции. Но, это, так сказать, был практически последний его шедевр.

Художник и мыслитель

В 1928 году здоровье Кузьмы Сергеевича ухудшилось и он по совету врачей почти бросил писать картины. Художник переезжает жить в Детское село. Иногда берётся за кисть, но чаще занимается писательством.

Мастера не стало 15 февраля 1939 года. В память о нем его друг, тоже художник, Павел Кузнецов написал:
«Это был мастер, преданный своему делу, пламенный, прямолинейный, глубокий. Будучи связан с ним ещё с детских лет, я с чувством уважения отмечаю, что он эти черты пронёс через всю жизнь свою и через всё искусство своё. Со школьных лет К. С. всегда искал новых изобразительных путей, много думал над вещами, прежде чем написать их. Он подвергал свои работы тщательному анализу, будучи от природы не только художником, но и мыслителем».

Наталья Швец

Предыдущая публикация из серии «Сто шедевров живописи» — Наталия Гончарова написала пять павлинов в разных стилях