Михаил Теребенёв известен нам как живописец, миниатюрист, акварелист. Он писал портреты и образа для церквей, жанровые и исторические картины, занимался реставрацией картин. Известен как автор портретов, в том числе популярных в его время миниатюр.
Михаил Иванович Теребенёв (Теребенин) — представитель очень творческой семьи. Его отец Иван Ефимович Теребенёв был мастером орнаментной скульптуры на дереве. Брат Иван известен как скульптор и живописец, а Владимир — художник и литограф. В 1803 году Михаила в числе «детей Академиков и служащих при Академии бывших воспитанников ея» отправили на учёбу в Императорскую Академию художеств.
Учился в классе известного портретиста профессора Степана Щукина. За проявленные успехи в рисовании с натуры был награждён двумя малыми и большой серебряными медалями.
Первые успехи
В 1815 году молодого художника за дипломную работу «Русская крестьянская свадьба» отметили большой золотой медалью. Картину приобрела императрица Мария Фёдоровна, и она многие годы находилась в Константиновском дворце.
В этот же год Михаил получил право на пенсионерскую поездку в Европу и собирался пробыть там долго. Однако 30 июня 1817 года объявили, что выпускники, «для которых Академия весь свой долг воспитания и обучения исполнила», должны были «приискать себе свойственную способностям своим службу»…
Пришлось вернуться, чтобы служить родине. Надо сказать, в этом деле Теребенёв преуспел, он внёс огромный вклад в развитие отечественной живописи. В течение десяти лет учил рисованию в Артиллерийском училище Петербурга и даже создал для воспитанников собственные пособия по живописи.
Миниатюры
После своей первой поездки в Европу, Михаил Теребенёв стал известен как автор писанных маслом или акварелью искренних портретов и сцен народной жизни. Много работал он и в приватном жанре миниатюры.
Известно, что звание академика ему присвоили именно за миниатюру «Портрет скульптора В.И. Демут-Малиновского» (кость, акварель, гуашь). Случилось это в 1830 году.
Помимо миниатюр художник пишет много портретов, обычно погрудные и поясные на однотонном фоне, затенённом лёгкой штриховкой. Наибольшее внимание в них он уделял передаче деталей костюма и аксессуаров, подчёркивая социальный статус модели. Следует отметить, что под влиянием романтизма Теребенёв старался передать душевные качества моделей. К сожалению, до нашего времени дошло немного произведений Михаила Ивановича. Но те, что дожили, входят в собрания известных музеев России.
Михаил Теребенёв
Талант художника как портретиста заметили ещё во время учебы в Академии. Совсем ещё молодому живописцу по окончании Отечественной войны 1812 года командир партизанского отряда генерал-лейтенант Иван Дорохов заказал портрет партизана Егора Стулова — единственного крестьянина, награждённого солдатским Георгиевским крестом.
Главный специалист Бородинского музея-заповедника, искусствовед Виктор Анфилатов писал, что «реалистический портрет Е. С. Стулова является редким не только в творческом наследии художника, но и во всей русской живописи эпохи Отечественной войны». Также кисти Теребенёва принадлежат портреты известных деятелей российской культуры и науки: художника Фёдора Алексеева (1820), поэта, князя Александра Одоевского (1823—1824), композитора Михаила Глинки (1824), актёра Василия Каратыгина (до 1828), профессора медицины Ильи Буяльского (1829), друга Пушкина Александра Тургенева (1830-е) и многих других.
А написанный в 1824-1825 году портрет Александра Грибоедова считается одним из самых достоверных изображений писателя. Именно он явился оригиналом для получившей широкую известность гравюры Н. И. Уткина.
Проявил себя художник и в церковной живописи. В 1837 году он создал образа для Сионского собора в Тифлисе. Известно, что его кисти принадлежат 14 аналойных образов и 4 образа для хоругвей для церкви Михайловского артиллерийского училища. В следующем году он писал для церкви Петропавловской больницы в Санкт-Петербурге и создал походный иконостас с чертежей А.Е. Егорова.
Известны и картины на жанровые и исторические темы, написанные Теребенёвым маслом и акварелью. За несколько месяцев до смерти художник завершил последнюю работу «Освобождение крестьян из крепостного состояния». Умер в Санкт-Петербурге 25 декабря 1864 года.
Епископ Воронежский Митрофан
В Государственной Третьяковской галерее выставлена картина Теребенёва «Епископ Воронежский Митрофан жертвует монастырскую сумму Петру I в 1696 году на сооружение флота для осады Азова». Сюжет картины относится ко времени, когда Россия искала выход к морю. Во время посещения Благовещенского собора Митрофан передал Петру I епархиальные деньги на строительство Российского флота.
Первый поход по завоеванию турецкой крепости Азов в 1695 году закончился неудачей. Тогда Пётр I принял решение взять приморское укрепление с помощью флота. В 1696-м в Воронеже по его указу был заложен Адмиралтейский двор и началось строительство кораблей. 18 июля 1696 года в результате совместных действий армии и флота молодой царь сумел овладел цитаделью.
Святитель Митрофан, первый епископ Воронежский, родился 6 ноября 1623 года на Владимирской земле, по предположению, в семье священника. Половину своей жизни святой прожил в миру под именем Михаил, был женат, имел детей. После смерти супруги — тогда будущему святителю было около 40 лет — решил посвятить жизнь церковному служению. Святитель Митрофан отличался большой заботой о ближних. Он выдавал странникам и неимущим одежду, деньги, устраивал для нищих столы, посещал тюрьмы. Умиравших на чужбине безвестных тружеников святитель хоронил на свои деньги, а затем молился за тех, кто скончался без покаяния и причастия.
Епископ Митрофан всесторонне поддерживал Петра I. Читая проповеди, он подчёркивал, что начинание царя правильное, необходимое. Царь с уважением относился к святителю, прислушивался к его словам. Известен даже факт о том, что для некоторых воронежских обителей по ходатайству епископа Митрофана Пётр уменьшил государственные повинности, что для него нехарактерно.
Гнев царя
Но однажды святитель вызвал сильный гнев царя. В житии святого описан сюжет, когда святитель Митрофан отказался заходить во дворец к царю из-за статуй обнажённых языческих богов.
По легенде, царь повторно вызвал святителя к себе, пригрозив тому казнью, если он не явится. Ответ владыки согласно житию был таким: «В жизни моей государь властен; но неприлично христианскому государю ставить языческих идолов и тем соблазнять простые сердца». Повторно отказав царю, святитель стал готовиться к смерти.
Он решил послужить всенощное бдение и велел звонить в самый большой колокол Благовещенского собора Воронежа. Пётр I отправил людей спросить у святителя о причине звона. Святитель Митрофан ему передал: «Мне, как преступнику, словом царским изречена казнь смертная, и того ради я, приготовляясь к смерти, спешу принести Господу Богу соборное с церковью о грехах моих моление».
Царь был поражен смирением святителя. Он приказал снести статуи и попросил у Митрофана прощения. В 1703 году святитель Митрофан скончался и при его погребении присутствовал Пётр I.
К лику святых епископ Митрофан был причислен 1832 году.
При подготовке публикации использовались следующие материалы: Щенникова Л. А. Свято-Успенский Яхренский Козьмин монастырь — первая обитель игумена Митрофана (св. еп. Воронежского) // Искусство христианского мира: Сб. статей. — М. 2001. — Вып. 5,
Алейников О. Ю. Жития воронежских святых и древнерусская агиографическая традиция // «Воронежский текст» русской культуры: Сб. статей. — Воронеж, 2011,
Астахов Ф. Ю. 1000 русских художников — М.: Белый город, 2008,
Русский биографический словарь А. А. Половцова (1896—1918).
Наталья Швец
Предыдущая публикация и цикла «Сто шедевров живописи» — Мыслящий художник Борис Григорьев на родине был забыт на десятилетия