Многолюдная картина «В волостном ЗАГСе» художника Александра Моравова, написанная им 1928 году, наполнена светом и улыбками. Это почти лубочный фейерверк пёстрых красок с радостными героями, которые верят в счастливое будущее. Неудивительно, что она понравилась зрителю и практически сразу оказалась в коллекции Третьяковской галереи.
Несмотря на скупую обстановку, грубоватую простоту лиц и обыденность одежды пространство картины до краёв наполнено энергией и оптимизмом, верой во что-то большое и очень хорошее.
Для меня это полотно как окно в старое советское прошлое, из которого доносятся бодрые песни и крепкие деревенские шутки…
Регистрация
Помните, как в детстве бегали смотреть «на свадьбу»? Особенно всем нравилась невеста, которая всегда казалась необыкновенной красавицей.
Кроме фаты и белого наряда, непременным атрибутом свадьбы был звон бокалов, поцелуи под возгласы «Горько!» и праздничный стол. Однако привычный сегодня вид торжества сформировался не сразу.
После Великой Октябрьской революции 1917 года в новом атеистическом государстве были отменены обряды венчания, крещения и прочие церковные традиционные действия, сопровождавшие важные моменты жизни человека прежде.
Понятное дело, люди рождались, женились, умирали, и все эти события следовало регистрировать в ЗАГСе, чтобы записать в акте гражданского состояния. Празднование же по случаю создания семьи предельно упростилось. Вот именно такое типичное событие для 20-х годов ХХ века и запечатлено на картине Александра Моравова «В волостном ЗАГСе». Она написана в Гарусове и, кстати, на ней изображён тот же зал, что и в картине «Заседание комитета бедноты» (см. изображение ниже).
Многолюдная картина
Художник убедительно показал, как изменились за годы Советской власти люди, как они внутренне выпрямились, как открыто и светло смотрят на мир. В картине «В волостном ЗАГСе» видны приметы времени: на стенах простой деревенской избы висят советские агитплакаты и портрет Ленина. Будь она написана чуть позже, к нему бы добавился ещё и портрет Сталина.
Будёновка на голове жениха, одетого в полушубок, красноречиво свидетельствует, что он участвовал в гражданской войне, которая совсем недавно закончилась. Рядом с ним невеста в ярком цветастом платке. Не менее яркие, надетые по случаю праздника платки украшают и её подруг. Все персонажи буквально излучают счастье и находятся явно в приподнятом настроении.
Молодожёны расписываются, не сняв верхней одежды. Им некогда, всё на бегу, они новую жизнь строят, а не просто новую семью создают… Вот распишутся, получат документ о браке, отметят это событие с друзьями — и вперёд, к строительству социализма.
И художник сумел передать не только ощущение праздника, но и дух времени. Эта многолюдная картина, написанная в оттенках красного и малинового цвета, дарит всем хорошее настроение.
Александр Моравов был одним из группы художников, горячо поддерживающих революцию, вместе с коллегами он стремился задокументировать на своих полотнах действительность нового государства, не пренебрегая при этом видением коммунистического идеала.
Ученичество
Считается, что на выбор профессии Александра повлияли ближайшие друзья отца, знаменитые художники Михаил Врубель и Николай Ге. Первые навыки живописи юный художник получил в частной художественной школе Николая Мурашко в Киеве. В 1897 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. А закончив натурный класс, попадал в только что открытую при училище мастерскую Валентина Серова.
В 1903 году Моравов принимает участие в XXXI выставке Товарищества передвижников, где представляет дипломную работу под названием «Мать». Сейчас эта картина хранится в Государственном Русском музее. Сам Илья Репин дал ей высокую оценку. И вскоре Моравов становится членом Товарищества передвижников и сближается с такими выдающимися русскими художниками как Илья Репин, Василий Суриков, Владимир Маковский и Василия Максимов.
Картины Моравова часто экспонировались
Картины Моравова на исторические темы и зарисовки крестьянского быта часто экспонировались на отечественных и зарубежных выставках и охотно приобретались музеями. Параллельно живописец преподавал в ряде художественных учебных заведений Москвы, в том числе в Художественно-полиграфической школе при издательстве Сытина. Школа готовила хромолитографов и книжных иллюстраторов-графиков.
Чуть позже Моравов пишет ряд картин для альбома «Русская история в картинах», изданного самим Иваном Сытиным. Их названия — «Декабристы в Чите», «Военные поселения», «Аракчеевщина», «Прорытие Ладожского канала» — говорят об обличительном характере этих произведений.
В 1909 году Моравов работает над иллюстрациями к детским рассказам Льва Толстого. Эти работы настолько понравились писателю, что он даже получает приглашение приехать в Ясную Поляну и пишет портрет графа, который потом демонстрировался на XXXVIII-й передвижной выставке.
Вообще, практически все его картины воспринимались публикой хорошо. Так полотно «Будущий наездник», датированное 1908 годом, сразу попадает в Третьяковскую галерею. Также в галерее оказалась и ещё одна многолюдная картина «Ярмарка», написанная в 1914 году. Правда, потом её передали в Тверской музей, но в 1979 году выставляли на Всемирной выставке в Токио.
Но наиболее значительной работой Моравова на крестьянскую тему в дореволюционный период всё же считается картина «На своей полоске» (1916 г., Калининская областная картинная галерея).
Большой заказ
После 1917 года Александр Моравов надолго поселяется с семьёй сначала в Гарусово (Тверская область), где он впервые побывал в 1913 году с молодой женой Еленой. Она послужила моделью для картины «Интерьер». Её образ узнаваем и на других холстах художника. Довольно часто он пишет жену и позже, и всегда делает это очень живо, непосредственно, с большим теплом. Кстати, первым художником, который «открыл» Гарусово, стал Исаак Левитан. Вот такой интересный факт…
Из воспоминаний сына Александра Моравова: «Гарусовский дом был уютный и тёплый. С одной стороны к нему примыкал старый запущенный парк с огромными липами и елями, посаженными ещё крепостными Аракчеевых, с другой засаженный молодыми берёзами двор, переходящий в заросшие ольхою бескрайние холмистые пустоши, поля, низинные, сырые луга. Кроме господского дома в усадьбе было немало различного рода построек. Они видны на картине отца «Девушка у окна» (Пермская государственная художественная галерея)».
Художник там не сидит без дела. Он оформляет революционные праздники, клубы, рабочий театр в Максатихе, участвует в деятельности Комитетов бедноты и в комиссии по охране памятников искусства, участвует в организации и преподаёт в Свободных государственных художественных мастерских на даче «Чайка» в Удомле. В 1919 году участвует в Первой выставке художников-передвижников в Твери.
В 1923 году Моравов становится членом Ассоциации художников революционной России и тогда же получает заказ от культотдела ВЦСПС на три большие картины, изображающие строительство первенца ленинского плана ГОЭЛРО — Волховской гидроэлектростанции. В течение трёх лет художник ездил на строительство, сделал там свыше ста этюдов и столько же зарисовок, на основе которых и были созданы картины о гигантской стройке.
Таким образом, именно в Гарусове была создана такая значительная работа Моравова, как трилогия «Волховстрой», которая дала старт советскому индустриальному пейзажу.
Деревня Акулово
В 1930-40 годах художник перебирается в деревню Акулово Удомельского района Тверской области, где также создаёт немало жизненных работ. Наиболее удачная из них — ещё одна многолюдная картина «Подсчёт трудодней», которая находится в Калининской областной картинной галерее. Моравов написал это полное солнца и радости полотно, взглядом художника охватив не только внешнюю характерность сцены, но сумев проникнуть в главное, почувствовать новый стиль жизни в колхозе, духовную раскованность деревенской женщины.
Будничная сцена — подведение итогов трудового дня — поднята до поэтического рассказа о молодых колхозницах-комсомолках, об их характерах, отношении к жизни и труду.
Особенно выразительно смотрится образ девушки-счетовода, для которого позировала колхозница из деревни Акулово Мария Филипповна Евсеева. Загорелая, улыбчивая, в алой косынке, непременном аксессуаре того времени, она буквально вся светится здоровьем и излучает энергию, вместе с тем выглядит очень женственной.
Всегда шёл от темы
Живописная природа Тверского края надолго привлекла художника, который более 30 лет своей жизни и творчества посвятил этим местам, создав здесь почти все свои лучшие произведения.
Живя в Гарусове, работая над жанровыми картинами, Моравов внимательно и пристально вглядывался в людей, желая проникнуть в их внутренний мир. Человек с его характером и индивидуальными особенностями всегда интересовал художника, поэтому в его портретах постоянно присутствует внутренняя правдивость характеристик.
Вот как Александр Викторович Моравов писал в автобиографии: «В своих произведениях я всегда шёл от темы. Тематическим содержанием моих картин того периода были главным образом жизнь, быт и труд наших крестьян на фоне родной природы. Тяжёлый примитивный крестьянский труд на помещичьих полях и на своих полосках, необеспеченное полуголодное существование деревенской бедноты — все это мне хотелось показать в живописи. Я очень любил изображать солнечный свет и радостное ощущение жизни, связанное с созвучными яркими красками».
Вместо постскриптума
К сожалению, после 1940 года Александр Моравов больше не бывал в удомельских краях так благотворно на него повлиявших… Практически всё своё время он отдавал преподаванию в Художественном институте им. В.И. Сурикова, а многолюдная картина «В волостном ЗАГСе» и вовсе как-то подзабылась.
Как бы подводя итоги своей многолетней работы, он напишет: «В самой природе искусства есть что-то зовущее и обещающее открыть тайну жизни, и в этом — его вечная волнующая и привлекающая сила. Путь воздействия искусства на человека очень сложен и вместе с тем очень прост. Нужно, чтобы художник, движимый желанием быть полезным человечеству, был искренен в своем творчестве и любил то, что он делает…»
Наталья Швец
Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — Групповой портрет командиров 1-й Конармии понравился Ворошилову