Московский вечер Татьяны Назаренко

московский вечер
Репродукция картины Татьяны Назаренко «Московский вечер»

Картина «Московский вечер», написанная Татьяной Назаренко в 1978 году, оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, её трудно понять, хотя сюжет весь перед вами. С другой стороны — в картине сокрыт глубокий смысл, который начинаешь постигать, внимательно вглядываясь в детали…

 Лично мне картина «Московский вечер», которую можно увидеть в постоянной коллекции Третьяковской галереи, показалась окном, открытым в мир, где тесно переплелись прошлое и реальность. Ощущение усиливает изображённая на полотне панорама Москвы — башни Кремля, Соборная площадь и старенькие домишки.

Вернуться в прошлое

 На полотне Татьяны Назаренко изображены друзья художницы, которые пришли к ней в гости. Они расселись за столом в комнате, оборудованной хозяйкой под мастерскую. Молодые люди общаются и играют на музыкальных инструментах…

 Герои сидят за столом, заваленным фотографиями, старыми журналами, рисунками… Если внимательно присмотреться, то можно рассмотреть «Журнал для хозяек», издававшийся на рубеже XIX-XX веков, портрет крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой, старые книги, фотографии из семейного архива, листок с белоэмигрантской песней «Москва златоглавая».

 Между персонажами виден расплывчатый прозрачный образ незнакомки, явно пришедшей из прошлых веков. Это Елизавета Петровна Черевина, портрет которой некогда был написан  мастером «провинциального портрета» Григорием Островским. Но никто из присутствующих не обращает на гостью внимания, настолько все увлечены. А может, её просто никто не видит, ведь мало кому удаётся увидеть привидение.

 О картине «Московский вечер» можно спорить. Но несомненно одно — эта работа Татьяны Назаренко рассказывает о неизбежности времени, о том, что невозможно вернуться в прошлое. Но оно всегда с нами: остались старые книги, архитектурные памятники и вечная музыка.

 И ещё — в этой картине собраны сюжеты и приёмы, которые Назаренко часто использует в своём творчестве: дружеское застолье, городской пейзаж, коллаж из изображений и силуэтные фигуры.

Художник двух эпох

 Татьяне Назаренко повезло творить сразу в двух эпохах — во времена Советского Союза и в современной России. А её картина «Московский вечер» стала программной для многих мастеров поколения «семидесятых». Потом это время искусствоведы назовут «длинные 70-е». 

  У многих людей и, прежде всего у тех, кто представлял творческую интеллигенцию, в те годы бытовало мнение, что СССР будет жить вечно и они отчаянно критиковали его устои. По иронии судьбы сейчас те, кто тогда кричал громче всех, вспоминают это время с сожалением и искренне скорбят: ушло время титанов… Как говорится, большое видится на расстоянии. Но это будет потом. Тогда же они были недовольны спокойным течением жизни, без потрясений и больших событий, названным позже «застоем».

 Татьяна Назаренко попала в число первых, кто попытался оспорить азбучные истины и показать всем, что мастер должен уметь создавать свой образ и иметь своё независимое мнение о современной жизни. Именно она показала как это можно сделать  с помощью ассоциативных, метафорических образов.

Иносказательный приём 

 Как вспоминает сейчас сама Татьяна Николаевна: «70-е годы заставили прибегнуть к иносказанию: двусмысленное время, когда вроде бы многое разрешено, и вместе с тем снова нет, снова закрыто»…

 Искусствоведы к её творчеству относятся по-разному, не все им восторгаются. Оно и понятно — перспектива в картинах часто нарушена, персонажи и вовсе из разных времён…

  Но тем не менее приходится соглашаться, что автор талантлив, обладает иронией и стремится заставить зрителя научиться многопланово прочитывать смысл каждого произведения.

Гротеск в творчестве Татьяны Назаренко

 Широкому зрителю имя Назаренко стало известно благодаря картинам «Казнь народовольцев» и «Декабристы», написанным в 1970-е годы. В них она  впервые сумела объединить историю и своё собственное представление о случившемся событии.

 Следует отметить, что интерес к различным этапам истории и культуры, элементы стилизации и прямого цитирования известных произведений — всё это сближает искусство Назаренко с эстетикой постмодернизма.

  В 1980-е она пишет полотно «Пугачёв», которое также вошло в историю русского искусства и также хранится в Третьяковской галерее. Персонажи на нём предстали без героического антуража. Солдаты конвоируют пленённого Емельяна Пугачёва в деревянной клетке. Впереди процессии — растерянный Александр Суворов на коне. Насколько этот факт соответствует истории, сказать сложно. Но на картине они вместе. Их соединила история и кисть художника.

 В живописных работах и литографской серии «Люди-звери», созданных в середине 1990-х, маленькие персонажи попадают в ловушки, оказываются в окружении огромных саблезубых монстров, которые готовы их растерзать…

  Со временем гротеск и вовсе вытесняет лиризм из её работ, которые постепенно становятся едва ли не карикатурным…

Выставки

  Первая выставка художницы состоялась в 1966 году. В 1969 году должна была открыться экспозиция на Кузнецком мосту, которую закрыли из-за несовпадения взглядов автора со взглядами официальной идеологии. Как говорит сама Назаренко: «…повесили картины, партбюро прошло, прошли все инстанции, председатель МОСХа прошёл и проверил всё, чтобы было как надо и прочее, а потом написано: «Выставка закрыта по техническим причинам».

    А вот инсталляция «Переход», экспонировавшаяся первый раз в ЦДХ в 1995-1996 годах, имела большой успех и позднее выставлялась в Германии, Америке, Австрии.

   На персональной выставке «Диалог со временем», проходившей  в 2019 году в Российской академии художеств, было представлено более 40 живописных произведений, тридцати графических листов, инсталляция и несколько арт-объектов. Среди них такие картины, как «Мастерская на Масловке», «Памятник истории», «Саломея», «Лот и дочери», «Игра», «Венецианский карнавал», «Любовники в синей спальне», работы из знаменитой серии «Семейный альбом» и графической серии «Люди-звери».

  В 2012 году состоялась выставка «Русские амазонки» в галерее Alexandre Gertsman Contemporary Art, в Нью-Йорке.

Известность

 Сегодня Татьяна Назаренко входит в число самых известных художников современной России. Её картины находятся в крупнейших музеях и художественных галереях мира. Они есть в Вашингтоне, Будапеште, Пекине, Софии, Берлине, Аахене. Работы Назаренко выставляются в Третьяковской галерее, Русском музее и других музеях России.

 Для автора характерна аналитичность, стремление к многоплановости смыслов в произведении и часто — ирония.

московский вечер
Диалог со временем
Московский вечер
Декабристы
московский вечер
Казнь народовольцев
московский вечер
Пугачёв

 

Наталья Швец

Публикация по теме: ««Парад на Красной площади 7 ноября 1941-го года» Константина Юона»