«Молодые матери» — одна из последних работ Владимира Гаврилова

молодые матери

Картину Владимира Гаврилова «Молодые матери» можно смело назвать шедевром. Написанная в 1970 году, она стала одной из последних работ художника и принесла ему мировую славу. Полотно удостоили первой премии на Международной выставке в Вене, сейчас оно находится в Третьяковской галерее.

На полотне, которое можно увидеть в зале Новой Третьяковки, изображены три молодые мамы. Они сидят на завалинке у стены деревянного дома. На улице солнечный весенний день, женщины нежатся на пригреве — им выпала минута покоя. У двоих на руках младенцы, ребёнок третьей спит в коляске. Мамочки любуются чадами, их взгляды полны ласки.

Сама картина как бы разделена на две части. Верхняя выполнена в тёплых тонах: алый, оранжевый, жёлтый, несколько оттенков охры… А в нижней художник использовал уже холодные тона: лиловый, сиреневый, голубой. Это снег, в котором отражается яркое весеннее небо, длинные синие тени деревьев и облака.

Такой интересный приём создает ощущение, что персонажи поднялись над землей, парят в воздухе. А вся их жизнь проходит не только на земле, но и на небе и всё потому, что любовь матери самое великое чувство, которое может испытать человек.

Достояние народа

Считается, что Владимир Гаврилов больше десяти лет вынашивал план написать картину о материнстве и размышлял на эту тему. Известен факт, он брался за кисть лишь в том случае, когда чётко видел будущую картину.

Вообще, у этого художника никогда не было случайных работ, и с каждым полотном он становился более зрелым мастером.

Что же до картины «Молодые матери», то она стала одним из его последних произведений. Живописец закончил его в 1970 году, за полгода до смерти. Эта необычно светлая картина, воспевающая материнскую любовь, стала венцом его творчества и частью достояния Третьяковской галереи наряду с ещё одной картиной Гаврилова «Свежий день». Это полотно принесло автору популярность и было отмечено первой премией на Международной выставке в Вене.

Человек широкой творческой мысли

Владимир Николаевич Гаврилов был человеком широкой творческой мысли. Всю свою сознательную жизнь он создавал картины, повествующие о времени, в котором жил.

Рисовать он начал довольно рано, но наиболее ярко раскрылся в годы войны, когда был откомандирован в Студию военных художников имени М.Б. Грекова. Он писал картины на военные и исторические темы, используя материалы, собранные на Западном, Украинском, Карельском фронтах. В это время, например, появилась картина под названием «Родные поля». 

Но высшее профильное образование Владимир Гаврилов получает уже после окончания Великой Отечественной войны, поступив в Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова. Его педагогами были известные художники-педагоги Борис Иогансон, Дмитрий Мочальский, Игорь Грабарь…

К концу обучения Владимир Гаврилов подготовил две работы «Радищев А.Н.» (1950) и «Суриков В.И.» (1951), которые экспонировались на Всесоюзных художественных выставках и вошли в золотой фонд советской живописи.

Молодой художник пробует себя и как пейзажист, и как мастер жанровой живописи в русле социалистического реализма. Среди центральных работ — «На рассвете (Молодые изыскатели)» (1952), «Свежий день» (1958, ГТГ), «За родную землю» (1960, ГТГ), «Радостный март» (1961, Государственный Русский музей). С 1968 года преподавал в МГАХИ имени В.И. Сурикова.

Умел видеть красивое в обыденности

Искусствоведы считают, что Гаврилов был одним из немногих художников, который умел находить красивое в обыденности. Довольно часто он обращался к портретам выдающихся деятелей отечественной истории прошлых лет.

Лучшие произведения Гаврилова распространились и получили признание не только на территории СССР, но и среди зарубежных ценителей изобразительного искусства. Его первая персональная выставка прошла в 1975 году, уже после смерти, в залах Академии художеств СССР. А произведения живописца в настоящее время хранятся в Государственной Третьяковской галерее и Государственном Русском музее.

Владимир Гаврилов
молодые матери
В. Гаврилов. Молодые матери. 1970, ГТГ.

 

 

При подготовке публикации использовались материалы журнала «Советская живопись»

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» —