Василий Кандинский посвятил несколько картин любимой столице

василий кандинский

Василий Кандинский посвятил несколько картин любимой столице, самой знаменитой из них стала «Москва. Красная площадь» или «Москва I», которая хранится сейчас в Государственной Третьяковской галерее. Это полотно, созданное художником в 1916 году, за год до Великой Октябрьской революции, было написано на стыке предметной и абстрактной живописи.

Нетрудно догадаться, что на картине изображена Красная площадь, вокруг которой собирается, как бы засасываемая в воронку вечности, вся Москва. Если присмотреться, можно различить брусчатку Красной площади, церкви и здание, чем-то напоминающее Большой театр…

Некоторые искусствоведы считают, что Василий Кандинский в этой своей работе довольно точно передал тревожное настроение, царившее в то время в обществе. Яркими красками, чёткими контурами и хаотичной композицией ему удалось показать динамику, создать движение на полотне.

Пара влюблённых

В центре картины изображена пара влюблённых, вокруг которых и вертится весь город. Мы видим несколько сфер, на которых расположились высотки, соборы, кладбища, река. Из верхнего угла сквозь облака бьёт солнце, из правого – готова проклюнуться луна. За пологом жёлто-голубого неба открывается звёздная бездна.

Тут мнение критиков обычно разделяется. Одни говорят, что это словно иллюстрация, предвосхищавшая ещё не написанный Михаилом Булгаковым роман «Мастер и Маргарита». Другие, что скорее всего, это сам художник со своей будущей женой Ниной Андреевской, с которой познакомился осенью 1916 года. Ему тогда было 49 лет, а Нине Николаевне всего 17 и она была студенткой Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, где изучила историю и философию.

Москва — высшая степень подвижности

В искусство Василий Кандинский пришёл достаточно поздно — в тридцать лет. Вначале он собирался стать юристом и закончил юридический факультет МГУ. Потом отправился учиться в Мюнхен. В Германии он прожил почти двадцать лет и именно там состоялся как художник. Хотя считается, что Кандинский решил оставить юридическую карьеру ради призрачного счастья стать художником под влиянием выставки импрессионистов, которая прошла в Москве в 1895 году. Говорят, он сделал это, потрясённый картиной Клода Моне «Стог сена».

Когда началась Первая мировая война Василий Васильевич возвращается в Москву, которая его всегда вдохновляла, и продолжает экспериментировать в живописи. Несколько позже он напишет в своей биографической повести «Ступени»: «Москва — двойственность, сложность, высшая степень подвижности, столкновение и путаница отдельных элементов внешности, в последнем следствии представляющей собою беспримерно своеобразно единый облик, те же свойства во внутренней жизни, спутывающие чуждого наблюдателя (отсюда и многообразные, противоречивые отзывы иностранцев о Москве), но всё же в последнем следствии — жизни, такой же своеобразно-единой. Эту внешнюю и внутреннюю Москву я считаю исходной точкой моих исканий. Она — мой живописный камертон».

Отец абстракционизма

Как и другие мастера абстракции Кандинский начинал с вполне реалистичных пейзажей и портретов. Но постепенно, на фоне общего настроения конца эпохи и развала привычного мира, стал искать свои идеальные миры гармонии, далекие от реальной жизни. 

Есть в его биографии такой забавный эпизод. Рассказывают, что отец абстракционизма однажды увидел пейзаж, стоящий на боку и поразился неожиданной гармонии и глубине картины. Каково же было его изумление, когда выяснилось, что это его пейзаж. После этого случая художник стал писать такие картины, которые большинство считали мозаикой или орнаментом.

Первой абстрактной работой является акварель «Без названия», написанная им в 1910 году. Сейчас она хранится в Национальном музее Грузии.

Здесь следует отметить, что Василий Кандинский всегда был аполитичным художником, однако даже он не мог остаться в стороне от революционных событий. Но вместе с тем до конца принять новую идеологию художник так и не мог… Хотя ему на жизнь жаловаться, как говорится, было грешно.

Он работал директором Музея живописи и культуры, занимался сохранением культурного наследия страны, преподавал в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). В 1921 году, выехав в Германию для участия в Первой выставке русского искусства, он остался там и больше никогда не возвращался в Россию. До 1933 года Кандинский преподавал в новаторской школе для архитекторов и дизайнеров Баухас. Затем, когда к власти пришли нацисты, перебрался в Париж. Там и скончался через 11 лет, не дожив полгода до Дня Победы. Ему было 78. 

Во Франции с 1946 по 1961 годы по инициативе вдовы художника Нины Николаевны вручалась премия Кандинского. Также она написала книгу воспоминаний «Кандинский и я», которая была очень популярна в Германии и Франции. Множество работ своего супруга она завещала парижскому центру Помпиду.

Один из самых дорогих российских художников

В 1990 году картина Василия Кандинского «Фуга» из Музея Гугенхайма на аукционе Christie’s была продана за 20,9 миллиона долларов. Этот рекорд держался до 2012 года, когда на Christie’s в Нью-Йорке «Этюд для импровизации № 8» был продан за 23 миллиона долларов.

Следующий рекорд произведения Кандинского установили в 2017 году. На аукционе Sotheby’s «Мурнау — пейзаж с зелёным домом» купили за 26,7 миллиона долларов, а «Картина с белыми линиями», до 1974 года хранившаяся в Третьяковской галерее, была продана за 42 миллиона долларов.

Довольно часто люди, которые плохо разбираются в живописи и не понимают абстракционизм, говорят, что так может рисовать каждый человек, и это не стоит тех денег, что за них дают. Однако картины Кандинского и других художников, писавших в этом стиле, продаются на аукционах за большие и даже огромные деньги. Но кое-что из наследия художника есть и у нас. Например, картина «Москва. Красная площадь», которая хранится в Третьяковской галерее.

Василий кандинский
Василий Кандинский и Нина Андриевская
Василий Кандинский. «Москва. Красная площадь» или «Москва I». 1916 г. ГТГ

 

 

 

 

 

 

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — Кузьма Петров-Водкин: «Петроградская мадонна»