Василия Сурикова знают по историческим полотнам, а он любил акварель

василия сурикова

Имя Василия Сурикова традиционно связывают с масштабными историческими полотнами. Все ценители живописи сразу назовут «Боярыню Морозову», «Утро стрелецкой казни», «Переход Суворова через Альпы»… Но мало кто знает, что художник очень любил акварель и работал в этой технике на протяжении всей жизни. 

Акварель Василий Суриков любил с детства. Эту любовь ему привил первый учитель, Николай Гребнев. А во время учёбы в Академии художеств он продолжил свои занятия акварелью уже под руководством опытного Павла Чистякова и стал настоящим мастером этого вида живописи.

Искусствоведы считают, что именно Суриков помог акварели обрести самостоятельность в тогдашнем русском изобразительном искусстве. До него к акварели прибегали обычно лишь при создании этюдов.

Впрочем, Суриков тоже писал этюды акварелью, особенно работая над своими большими полотнами. Но занимался акварелью и без этого. Данная техника увлекала его возможностью достигать высочайшей чистоты цвета при его максимальной интенсивности.

Карнавал в Риме

В 1884 году художник путешествовал по Италии, осматривал архитектурные памятники, посещал музеи и много работал. Именно благодаря этой памятной поездке, яркому итальянскому солнцу и пышной природе, Суриков заметно изменил свою палитру. Теперь его картины стали наполняться более сочными красками.

В Риме он побывал на карнавале, где самой главной частью действа стала битва цветов. Участники шествия запасались букетами и бросали ими друг в друга. Сурикову настолько всё это понравилось, что он задумал картину «Римский карнавал». На одном из эскизов он изобразил как весёлая итальянка в розовой одежде замахивается, чтобы бросить с балкона букет. Для картины было исполнено несколько акварелей. В том числе натюрморт «Букет», который можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее.

Народное достояние

Император Николай II утверждал, что картины Сурикова обязательно должны стать народным достоянием, а не храниться в частных коллекциях. Так оно и получилось. Значительная часть его произведений находится в крупных музеях России, особенно известные масштабные полотна.

На аукционах же появляются в основном работы, выполненные в технике акварели, этюды, эскизы или графика. Стоят они довольно дорого и коллекционеры готовы платить за них десятки и сотни тысяч долларов. Например, эскиз жены стрельца к холсту «Утро стрелецкой казни» был продан в 2004 году на торгах Christie`s за 106 тысяч фунтов стерлингов, а этюд казака к холсту «Покорение Сибири Ермаком» ушёл за 55 тысяч фунтов стерлингов там же, но уже в 2010 году.

Кстати, сам Суриков не стеснялся называть высокие цены за свои этюды. Когда однажды к нему пришёл один знакомый коллекционер, художник называл цену за каждый этюд в районе 5 тысяч рублей. В ответ на просьбу сбавить цену заявил, что был бы рад, да имя не позволяет.

Частные коллекции

В декабре 2013 года с торгов «Знакъ-Арт» продали сразу две картины Василия Сурикова. Первой оказался небольшой портрет размером 30,5х21 повзрослевшей Оли Суриковой, написанный художником в 1897 году. Его приобрели почти за 91 тыс. долларов.

Второй работой стал пейзаж «Крым. Ай-Петри», который мастер создал в начале XX века. Картина ушла с молотка за 121,2 тыс. долларов. Обе эти работы, а также эскиз жены стрельца образуют тройку самых дорогих на сегодня картин этого художника, проданных на официальных торгах.

Всего же за период с 1989 по 2021 годы на торги выставлялись 63 работы Сурикова, среди которых 37 живописных, остальные — графика. За последнее десятилетие, кстати, число выставленных на продажу картин сократилось до десятка, коллекционеры не торопятся расставаться с уже купленными шедеврами Сурикова.

василия суриковавасилия сурикова василия сурикова василия сурикова василия сурикова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наталья Швец

Публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — «Молодые матери» — одна из последних работ Владимира Гаврилова