Картину «Сенокос» художник Аркадий Пластов написал в 1945 году по этюдам, собранным задолго до этого. Сам Пластов любил косить. Даже на восьмом десятке в пору сенокоса художник отставлял мольберт, закрывал на ключ мастерскую и, взяв в руки косу и брусок для заточки, отправлялся на лесную поляну задолго до восхода солнца…
Есть фотография, сделанная где-то в середине 40-х годов, на которой Аркадий Пластов запечатлён вместе с сыном Николаем на скошенном лугу. У художника в руке коса, а у сына-подростка — грабли.
Пластов писал: «Сенокосную работу я люблю до самозабвения, сам лет с семнадцати косец. Много лет назад я начал собирать этюды сенокоса к будущей картине. Первый мой эскиз на тему сенокоса я сделал лет двадцать пять — двадцать семь назад. В пожар 1931 года вместе с прочим добром погорели и этюды, и первые наброски многочисленных композиций. К 1935 году я успел набрать и материалов, и смелости, чтобы написать картину и выступить с ней публично. Моё неуклюжее детище, как вспоминаю, встретило самый радушный приём, и меня всячески хвалили. Но, как это всегда бывает, после общественного просмотра глаза мои как бы внезапно раскрылись на картину».
Автор был недоволен своим детищем и собрался написать всё заново. Но начавшаяся война не дала реализовать план, к этой теме Аркадий Александрович вернулся лишь летом 1944. К полотну же, которое сегодня можно увидеть в Новой Третьяковке, он впервые прикоснулся весной 1945 года.
«Сенокос»
Считается, что в картине художник попытался воплотить свои надежды на лучшее будущее, веру в новую мирную жизнь, которая наступит после войны.
Она, как и многие другие работы мастера, наполнена лирикой, все образы поэтизированы. Только что отгремевшая война позволила перейти от фиксации внешних событий к внутреннему миру человека. Теперь Пластов старается рисовать не просто человека. Он рисует великий и могучий русский народ, свободный от пороков. Народ, которому не знакомы лень, пьянство, накопительство. На его картинах появляются былинные, сказочные герои, архетип русского народа, сильного, красивого и творческого.
По мнению искусствоведов, картины Пластова этого времени вписываются в идеологию позднего сталинизма, для которого характерны торжество русского национализма и возврат к ценностям дореволюционной России, подчёркивание преемственности между СССР и Российской империей. Кроме того, художник верит в скорое изменение жизни к лучшему.
Из воспоминаний Пластова: «… Я, когда писал эту картину, всё думал: ну теперь радуйся, брат, каждому листочку, радуйся — смерть кончилась, началась жизнь… Всё должно быть напоено могучим дыханием искренности, правды и оптимизма. Это настроение и определило содержание моей новой картины «Сенокос», которую я писал для Всесоюзной художественной выставки 1946 года».
Сюжет
От опушки берёзового леса четверо косарей идут вряд: седобородый старик, рыжеватый мужик, ещё не старая, но знающая что такое тяжёлый труд женщина и крепкий подросток, почти юноша. Считается, что это одна семья — старик с сыном, снохой и внуком. Среди них нет мужчины средних лет, скорее всего, погиб на войне или ещё не вернулся с фронта. Напомню, картина была написана в 1945 году.
Перед ними стеной высится многоцветное разнотравье, за ним — прекрасная даль перелесков и неба. Среди цветов можно рассмотреть цветки клевера, ивана-да-марьи, колокольчика, ромашки, купины, царских кудрей, лесной примулы, татарника… В воздухе парят шмели, бабочки, бронзовки.
Надо сказать, художник соединил на одном полотне растения, которые не цветут одновременно и не могут расти в одном месте. Скорее всего, Пластов хотел создать аллегорию лета и положить цветы родины к ногам своих героев.
Модели для картины
Моделями для художника послужили его родные и жители деревни Прислониха Ульяновской области, в которой Пластов родился и жил.
Юноша на переднем плане — сын художника Николай, который родился в 1930 году. В будущем он закончит Московский художественный институт имени В.И. Сурикова, мастерскую Д.К. Мочальского, станет известным живописцем, фотохудожником и общественным деятелем. Он автор жанровых картин, портретов, пейзажей, заслуженный художник России, секретарь Союза художников РСФСР, член-корреспондент Российской академии художеств.
Женщина в белом платке похожа на супругу художника Наталью Алексеевну, урождённую фон Вик. Она вышла замуж за Пластова в 1925 году.
Первый косарь — земляк Пластова Фёдор Сергеевич Тоньшин. Этого человека художник часто приглашал в качестве модели. Его портретные этюды вошли в композиции многих картин.
Пожилой косарь Пётр Григорьевич Черняев — тоже земляк живописца. И его Пластов писал неоднократно. В нём он видел качества, которые представляли в его сознании наиболее типичные черты русского крестьянина. Пётр Черняев, например, позировал Пластову для картины «Жнец» (1951-1952).
Колхозники привыкли видеть Аркадия Пластова с блокнотом и карандашом на сенокосе. Они даже пытались помочь художнику в работе над полотном. Специально для него были готовы постоять без движения с косами в руках или, наоборот, пройтись лишний раз перед рисующим в блокноте художником.
На выставке
По мнению искусствоведа Натальи Александровой, вместе с полотном «Жатва», созданным в тот же 1945 год, картина «Сенокос» составляла единый цикл. Эти две работы были представлены в 1946 году на I Всесоюзной художественной выставке.
Художник вёз полотна в Москву из Прислонихи сам. В пронизывающем холодом ноябре, как он писал жене, стоя на подножке переполненного поезда: «…на одной ноге, зацепившись одной рукой, не зная, что держать — себя или свёрток с картинами, который так и не успел привязать…».
О реакции зрителей на «Сенокос» Пластов высказывался недвусмысленно. Вот прямая цитата: «Сам я недоволен то тем, то этим, а зритель, всякий вдобавок, восторгается и картину величает то гимном, то песней, то поэмой. Хитрость моя, как видишь, удалась. Я собрал воедино всё самое безоговорочно прекрасное, что бывает в это время года, в этот благословенный час в лесу, и этим ослепительным благоухающим ударом поражаю зрителя, и он сдаётся в умилении, восхищённый, благодарный».
Скандал
Картины «Сенокос» и «Жатва» были удостоены Сталинской премии I степени за 1945 год в размере 100 000 рублей. Присвоение премии сопровождалось скандалом. Незадолго до этого в редакцию журнала «Огонёк» поступило анонимное письмо, в котором автор обвинял полотно «Сенокос» в «формализме и западных влияниях».
Сильно досталось и искусствоведу Владимиру Костину, который похвалил картину в своей статье. Не известно, чем бы закончилось эта история, если бы не пришло сообщение о высокой награде…
«Сенокос» находится в коллекции Третьяковской галереи. В настоящее время картина представлена в постоянной экспозиции Новой Третьяковки на Крымском валу.
Для информации. Аркадий Александрович Пластов — советский художник-живописец. Народный художник СССР (1962). Академик АХ СССР. Лауреат Ленинской премии (1966) и Сталинской премии первой степени (1946).
При подготовке публикации использовались следующие материалы
Пластов А. А. Автобиография // Пластова Т. Ю. Аркадий Пластов. «От этюда к картине». Статьи, воспоминания, материалы. — М.: Фонд «Связь эпох», 2018.
Емельянова И. Д. Аркадий Пластов. — М.: Изобразительное искусство, 1971. — 56 с. — 30 000 экз.
Жукова А. С. Под русским солнцем // С веком наравне. Рассказы о картинах. Сост. В. И.
Порудоминский. — М.: Молодая гвардия, 1969. — Т. 2. — С. 431—437. — 464 с. — 100 000 экз.
Леонтьева Г. К. Аркадий Александрович Пластов. — Л.: Художник РСФСР, 1965. — (Народная библиотечка по искусству). — 20 000 экз.
Терехова С., Шклярская Я., Шубина Г. Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу. Искусство XX века. Путеводитель. — М.: Paulsen, 2014.
Наталья Швец
Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — Константин Савицкий: «Встреча иконы»