Картина Константина Савицкого «Встреча иконы» изображает эпизод из крестьянской жизни. Полотно было написано в период русско-турецкой войны 1877-1878 годов в Динабурге (ныне Даугавпилс — авт.) Некоторые искусствоведы считают, что изображённая Савицким икона могла быть одним из списков чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. Этот образ является иконографическим подтипом Одигитрии и до 1883 года не покидал стен Тихвинского Богородичного Успенского монастыря.
В марте 1878 года картина «Встреча иконы» вместе «Двориком в Нормандии» и «Путешественниками в Оверни» была представлена на VI выставке Товарищества передвижных художественных выставок в Санкт-Петербурге. В мае её увидели и в Москве. Работа настолько понравилась, что Павел Третьяков для своей галереи приобрёл её сразу, отдав две тысячи рублей.
Известный художественный критик Владимир Стасов писал, что «Встреча иконы» полна «такого содержания, таких типов и такой правды, которые делают её одним из самых значительных и важных созданий новой русской школы».
«Встреча иконы»
Сюжет картины довольно прост. На просёлочной дороге, у кромки леса остановился проезжавший мимо тарантас. К нему спешит весь крестьянский люд из ближайшей деревни.
В центра полотна образ Тихвинской Богоматери. Чудотворную икону в серебряном окладе с золотым нимбом на вышитом полотенце держат седовласый старец и мальчик в розовой рубахе.
Слева от иконы — сопровождающие её лица, среди которых пожилой священник. Он, согнувшись, выходит из тарантаса. Его поддерживает один из дьячков. Священник одет в лиловую камилавку и красную, шитую золотом епитрахиль, поверх которых накинута чёрная шуба на лисьем меху. У него одутловатое лицо, с маленькими глазками и редкой бородкой.
У дьячка рассеянный и скучающий вид. Тем не менее он не забыл взять с собой кружку для пожертвований, которую прижимает к себе локтем. Другой дьячок стоит у задней части тарантаса и с удовольствием нюхает табак. Рядом с ним спиной к зрителю стоят рыжеволосая девочка с бабушкой.
Справа от иконы находятся усердно молящиеся мужики и бабы, со стороны деревни торопливо подходят другие крестьяне.
Народ на картине
Изображённая на полотне толпа довольно точно отражает сложившуюся в стране ситуацию. Среди крестьян практически нет молодых мужчин. Понятно, что идёт Русско-турецкая война и многие призваны в армию. Пожилые крестьяне, дети и солдатские жёны явно надеются, что преклонение перед чудодейственной иконой поможет их близким, участвующим в боях.
Склонилась в глубоком поклоне старуха в разноцветном шугае. Рядом с ней на коленях стоит женщина в платке с жёлтым узором, правее плачет молодая крестьянка с платком, сбившимся на плечи. К иконе склонился бородатый мужик в серой шинели, по-видимому, отставной солдат. На втором плане истово крестится седобородый старик.
На общем фоне заметно выделяется мужчина, чувства которого далеки от религиозно-молитвенных. Он погружён в глубокое раздумье, вероятно, думая о тщетности надежды найти защиту с помощью молитвы. Исследователи полагают, что этот мужчина сельский учитель или не случайно оказавшийся здесь интеллигент-разночинец. По мнению искусствоведа Зинаиды Зоновой, «взгляд этого мужчины как бы выявляет, поясняет отношение самого Савицкого к данному явлению».
А Елена Левенфиш писала, что «отчуждённость этого человека, его раздумье над происходящим заставляют задуматься и зрителя; перед ним словно раскрываются мысли и чувства отдельных людей и, сливаясь воедино, предстают как общее народное бедствие».
Константин Савицкий и «передвижники»
В 1862-1873 годах (с перерывами) Константин Савицкий учился в Императорской Академии художеств в классе исторической живописи. Его учителями были Фёдор Бруни, Алексей Марков и Павел Чистяков. В 1871 году за программу «Каин и Авель» Савицкий был удостоен малой золотой медали Академии, в том же году он стал стипендиатом императора Александра II.
В 1870-х Савицкий близко сходится с «передвижниками» — членами Товарищества передвижных художественных выставок. Две его картины экспонировались на второй выставке, открывшейся в декабре 1872 года. Самое интересно, что руководство Академии художеств с нескрываемым раздражением воспринимало успех передвижных выставок. Более того, используя формальный повод (нарушение академического устава, который запрещал учащимся участвовать в выставках других организаций), на состоявшемся 26 января 1873 года заседании Константина Савицкого исключили из числа учеников Академии, лишили права конкурировать за большую золотую медаль и шанса на пенсионерскую поездку за границу…
Летом 1873 года художник написал картину «Ремонтные работы на железной дороге» и выставил её на третьей выставке «передвижников». Её сразу приобрёл Павел Третьяков.
На средства, вырученные от продажи картины, Савицкий отправился в зарубежную поездку и посетил Польшу, Германию и Францию. В феврале 1875 года в семье случилось несчастье — покончила жизнь самоубийством жена художника Екатерина Васильевна. И Константин Аполлонович вернулся в Россию. Однако не задержался надолго и вновь уехал в Париж…
На родине
Окончательно на родину он вернулся летом 1876 года и поселился в семье сестры в Динабурге. В качестве подработки подрядился писать образа в местном храме. Однако их признали слишком светскими и легкомысленными, поэтому заказ у него забрали, передав другому художнику.
Зато он завершил начатую во Франции картину «Дворик в Нормандии», начал работу над жанровыми картинами из крестьянской жизни, среди которых были «Приглянулась» («Спросил бы, да боязно»), «Козы» и «Погорельцы» («Пожар в деревне»). Кроме того, активно сотрудничал с иллюстрированными журналами, такими как «Всемирная иллюстрация», «Пчела», «Художественный журнал» и другими. В апреле 1877 года началась Русско-турецкая война, на которой погиб его деверь офицер Сазанович. Именно тогда и появились картины «Встреча иконы» (1878) и «На войну».
И хотя достоверной информации нет, тем не менее считается, что в 1877-78 годах большую часть времени художник уделял полотну «Встреча иконы».
Интерес Льва Толстого
Надо сказать, что «Встреча иконы» получило хорошие отзывы зрителей и критиков. Художник Павел Чистяков в письме к Третьякову отмечал, что на передвижной выставке «есть хорошие картины», из которых ему особенно понравились «Засуха» Григория Мясоедова, «Встреча иконы» Константина Савицкого, «Заключённый» Николая Ярошенко и «Рожь» Ивана Шишкина.
В статье «Передвижная выставка 1878 года» опубликованной в газете «Новое время», художественный критик Владимир Стасов дал подробное описание «Встречи иконы», отметив, что это полотно кажется ему «самою значительною картиною на выставке».
Прочитав эту статью, Лев Толстой заинтересовался картинами «Засуха» и «Встреча иконы». В письме к Стасову 6 апреля 1878 года он писал: «Фельетон ваш хоть немного поправил то дело, что я не успел быть на выставке, — дал мне понятие о ней, но тем более жалко, что не видал картин Мясоедова и Савицкого. Содержание этих картин для меня интересно…».
В то же время в прессе встречались и критические отзывы о «Встрече иконы». Например в газете «Московские ведомости» (№ 145 за 10 июня 1878 года) довольно негативно раскритиковали образ священника. Там его назвали «патологическим типом». Один из критиков писал: «Под влиянием реального направления в искусстве в последнее время у нас вошло в моду изображать духовные лица возможно прозаическим образом… Мы смеем думать, что в этом заключается большая ошибка».
Сам же Третьяков в письме к художнику Ивану Крамскому так описывал сложившуюся ситуацию: «О Савицком суждения также расходятся, но большинству „Икона“ нравится, за исключением священника, на которого единогласно нападают».
Репин и Савицкий
Практически одновременно с Савицким тему отношения к религии разрабатывал Илья Репин. Эскиз картины «Крестный ход», написанный им 1877 году, можно видеть в Государственном Русском музее. Позже он приступил к работе над вторым вариантом.
Картину Савицкого он увидел на передвижной выставке и она ему очень понравилась. Самое удивительное, что Илья Ефимович не исключал того, что Савицкий позаимствовал у него идею, ведь это не являлось секретом. Более того, Репин даже решил приостановить работу над своим «Крестным ходом». После долгих уговоров, в том числе и Ивана Крамского, Репин продолжил работу. В итоге мы с вами получили «Крестный ход в Курской губернии».Картину хвалили, но отмечали и недостатки. Прежде всего, пеняли на некоторую тусклость колорита.
По всей видимости, по этой же причине Савицкий решил продолжить работу над своей картиной, несмотря на то, что её уже приобрёл Третьяков.
Ссора с меценатом
Узнав о намерении художника делать в картине исправления, Третьяков очень обеспокоился, но художник настаивал на своём: «Повторяю Вам, многоуважаемый Павел Михайлович, что все поправки к картине я делаю с глубочайшим убеждением крайней необходимости, сознаю их настолько существенно важными для вещи этой, что, как и говорил Вам раньше, не согласился бы обойтись без них. А потому думаю, что Ваше опасение за то, чтобы вещь не была испорчена, является для меня мнительностью Вашей, которая, простите, не убеждает меня уже и потому, что Вы сами однажды согласились с моими доводами».
Ну а дальше случилось то что случилось. Работая в Третьяковской галерее над повторением «Встречи иконы» по заказу коллекционера и мецената Ивана Цветкова, Савицкий ещё раз попытался подправить колорит копируемого полотна. В результате эта попытка чуть было не привела к серьёзной ссоре с Третьяковым, который очень не любил, когда художники пытались что-то менять в картинах, уже попавших в его галерею.
По словам хранителя Третьяковки Николая Мудрогеля, через некоторое время после того, как «Встреча иконы» появилась в галерее, изображённые на ней белые облака «начали раздираться», а на поверхности красочного слоя появились трещины, которые стали расти со временем. Павел Третьяков связался с Савицким, и тот обещал исправить дефекты.
Воспользовавшись отсутствием Павла Михайловича, автор полотна превратил белые облака в розоватые, что очень не понравилось Третьякову. Когда меценат увидел поправку, потребовал скипидару и тут же смыл новую краску.
Злость не пропала даже через десять лет. Увидев фамилию Савицкого на «Утре в сосновом бору», он распорядиться её немедленно убрать…
При публикации использовались следующие материалы:
Бенуа А. Н. История русской живописи в XIX веке. — М.: Республика, 1995
Горина Т. Н., Прытков В. А. Крестьянская тема в жанровой живописи передвижников — В. М. Максимова, И. М. Прянишникова, Г. Г. Мясоедова, К. А. Савицкого // Русская жанровая живопись XIX — начала XX века / Т. Н. Горина. — М.: Искусство, 1964
Зонова З. Т. Константин Аполлонович Савицкий // Русское искусство: очерки о жизни и творчестве художников. Вторая половина XIX века, часть I / А. И. Леонов. — М.: Искусство, 1962
Метёлкина А. Г. Савицкий Константин Аполлонович // Русские живописцы XVIII—XIX века. Биографический словарь / Е. Ф. Петинова. — СПб.: Азбука-Классика, 2008
Мудрогель Н. А. Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее. Воспоминания. — Л.: Художник РСФСР, 1962
Наталья Швец
Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — Фёдор Васильев: «Летний жаркий день»