Выставка «Святитель Николай Чудотворец. Иконы XIII–ХХ веков» проходит в Инженерном корпусе Третьяковской галереи. Святитель Николай покровительствовал и семье Третьяковых.
Экспозицию открывают наиболее ранние из представленных на выставке икон, которые знакомят зрителя с Житием святителя Николая. Древнейшая его часть восходит к IV–V векам, а основной текст сложился в IX столетии и повествует о рождении Николая в Патаре и крещении, когда младенец сам стоял в купели, об обучении грамоте, рукоположении в священный сан, исцелении больных и изгнании бесов, о спасении невинно осужденных от казни, утопающих в море — от гибели, нищих девиц — от бесчестия, а также о преставлении Николая и его многочисленных посмертных чудесах.
Вопреки представлению о «стандартном» наборе и порядке чтения клейм, житийные циклы большинства икон святого Николая оказываются неповторимыми. За оригинальными иконографическими программами в каждом случае стоит особый замысел, что наглядно демонстрируют иконы из села Мелётово недалеко от Пскова, из коломенского храма Иоанна Богослова, Введенской церкви в Ростове Великом и Николо-Угрешского монастыря.
Еще одна тема выставки — изображения святителя Николая с другими почитаемыми святыми: мучениками, целителями, благоверными князьями и преподобными. Достаточно рано святитель Николай появляется в композиции Деисуса (моление, прошение. — греч.), а с XV века известны его иконы в составе деисусных чинов иконостаса, где Николай, не писавший богословских трудов, но самой жизнью явивший глубину христианского учения, включается в один ряд с великими учителями Церкви — Василием Великим, Иоанном Златоустом и Григорием Богословом.
Примером такого деисусного чина служит комплекс из старообрядческой церкви Успения на Апухтинке. Немало информации об особенностях почитания святого дают предметы мелкой пластики. Именно в этих небольших и, на первый взгляд, неприметных каменных резных иконках нередко сохраняются ранние свидетельства о существовании иконографических изводов, которые в иконописи известны лишь в период Позднего Средневековья. Завершающий раздел выставки демонстрирует более камерную и частную грань почитания Николая Чудотворца.
Особого внимания заслуживают образ 1914 года из собрания старообрядцев Рахмановых с рамой, в которой с ювелирной тонкостью соединены фрагменты более ранних произведений, и деревянные складни XIX века, привезенные паломниками из Сергиева Посада. Все эти предметы демонстрируют глубокое почитание святого Николая, воспетого в церковной поэзии как «ненадежных надеяние», «обуревамых тихое пристанище», «привеликия милости сокровище».
Ряд представленных на выставке произведений экспонируется впервые, среди них раскрытая специально к выставке икона, написанная Тихоном Филатьевым для церкви Рождества Богородицы в Голутвине, житийный образ святителя Николая из собрания семьи Мамонтовых, икона Николы Можайского середины — второй половины XVII века из собрания икон при Фонде Андрея Первозванного и образ той же иконографии из частной коллекции.
Ксения Чупкина
Фото: сайт Государственной Третьяковской галереи
Публикация по теме: Отступление наполеоновской армии на картине Иллариона Прянишникова