Георгий Рублёв: «Портрет И.В. Сталина»

георгий рублёв

«Портрет И.В. Сталина» художник Георгий Рублёв написал в 1933 году, когда СССР всё глубже погружался в пучину политических репрессий. Картина экспонировалась единственный раз в 1934-м на молодёжной выставке в Историческом музее в Москве, а потом надолго исчезла. Обнаружили её только после смерти художника в 1975 году в его личных архивах. Сегодня картину можно увидеть в Третьяковке на Крымском валу в отделе «Искусство ХХ века».

Считается, что во время создания портрета Георгий Рублёв увлекался творчеством Нико Пиросмани, в манере которого и написал свою работу. Благодаря грузинскому мастеру, художник Рублёв открыл для себя энергию наивного искусства, его простоту и мощь, обезоруживающую зрителя. Всё-таки наив делает все сюжеты симпатичными и ласковыми.

Вождь на портрете Рублёва лишён всякого официоза. Он полулежит в округлом кресле с высокой спинкой, чем-то напоминающем трон, закинув ногу на ногу, и читает газету «Правда», добродушно поглядывая на зрителя. У его ног уютно вытянулась собака, которую почему-то искусствоведы сравнивают сейчас с чекистами. Пожалуй, лучше историка Григория Ревзина об этом портрете не скажешь: «Не палач, скорее восточный кайфуша, приятно покачивающийся в центре тёплого кровавого ветерка»…

Портрет Сталина

Сын мастера Игорь Георгиевич Рублёв вспоминал, что отец не собирался создавать сатирическое произведение. Более того, написал портрет и испугался того, что сделал. Правда, всё-таки рискнул показать его на выставке, но не более. В итоге о картине просто забыли.

Как отмечает искусствовед Евгений Громов, «по обличительной силе этот портрет Сталина сопоставим только со стихотворением Осипа Мандельштама:

Мы живём под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца, —
Там помянут кремлевского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
И слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.

А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет.
Как подкову, дарит за указом указ —
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него — то малина
И широкая грудь осетина.

Что стало с Мандельштамом, который любил и не стеснялся читать свои стихи, сегодня знают все. А вот Рублёву, даже не взирая на написанный им «Портрет И.В. Сталина», удалось выжить и даже процветать.

Забыт?

О художнике, чьи ранние работы сравнивают с творчеством Анри Матисса и Нико Пиросмани, и чей талант был разменян на советский заказной монументализм, известно немного. Он был забыт на долгие годы, я считаю, зря. По крайней мере, выполненные по его эскизам мозаики на станции московского метро «Добрынинская» выглядят впечатляюще. А загадочный натюрморт «Иволга», созданный в 1937 году, с выставки «Модернизм без манифеста» и вовсе мало кому известен.

А ведь в своё время он был довольно популярен. По молодости участвовал в выставках творческого объединения раннего авангарда «Бубновый валет» и близких к нему групп. Напомню, члены этого объединения, куда входили Казимир Малевич и Василий Кандинский, проповедовали откровенно бунтарскую, скандальную и одновременно юмористическую стилистику, которая в своё время оказала влияние на молодого Рублёва.

Однако потом он резко перестроился и сумел начать вторую творческую жизнь. В итоге в «первой жизни» был авангардистом, а в другой — сделал хорошую карьеру советского труженика кисти и красок. Георгий Рублёв стал членом созданного в 1931 году Союза советских художников в секции монументального-декоративного и прикладного искусства, оформлял многочисленные здания, стадионы, павильоны и парады.

Георгий Рублёв 

Георгий Иосифович Рублёв родился 11 апреля 1902 года в Липецке в семье железнодорожного инженера и учительницы. В 1912 году поступил в Липецкое реальное училище. В 1919 году окончил единую трудовую школу 2-й ступени. С 1919 по 1922 год в родном городе работал чертёжником в Управлении строительством железной дороги, одновременно занимался рисунком и живописью в Государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ).

В 1922 году для продолжения образования отправился в Москву, где поступил на испытательно-подготовительное отделение ВХУТЕМАСа. С 1923 по 1930 год учился на живописном факультете ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа в мастерских Александра Осмёркина, Сергея Герасимова и Ильи Машкова, перед которыми преклонялся.

Однако это не мешало ему заниматься самообразованиям. Как потом сам вспоминал, большое влияние на него оказали работы Модильяни, которые он увидел на первой в Советском Союзе выставке современного французского искусства, что проходила в 1922 году в Москве, и живопись Пиросмани, которую можно был видеть в Третьяковской галерее.

Авангард

В составе студенческой бригады Рублёв работал над декоративным оформлением города к праздникам. Принимал участие в групповых выставках художников, связанных с «Бубновым валетом». В 1928-м году на базе объединений «Бубновый валет» и «Маковец» было создано «Общество московских художников» (ОМХ). Георгий Рублёв по рекомендации своего учителя Ильи Машкова стал его секретарём.

Уже во второй половине 20-х годов, ещё будучи студентом, Рублёв сформировался в самостоятельного, ни на кого не похожего художника. И, прежде всего, он отличался от своего учителя Машкова, в мастерской которого занимался и писал дипломную картину «Жницы».

Потом Рублёвым был создан целый ряд живописных и графических работ в стиле неопривитивизма, в которых чувствовалось влияние Михаила Ларионова.

Работы мастера

Среди работ Георгия Рублёва искушённой публике известны жанровые композиции – «Вступаю в колхоз» (1930, частное собрание) и «Парикмахерская» (1928), «Швеи» (1929), «Ликбез» (1930), «На призывном пункте» (1933), «Портрет И.В. Сталина» (1933), которые можно увидеть в Третьяковской галерее.

Рублёв оформил советский павильон на выставке в Кёльне в 1928-м году и выставку в Кремле к XVI съезду ВКП(б) в 1930-м году. Брался он за оформление к празднику 7-го ноября Октябрьского района Москвы (1932 г.), павильона «Зерно» на ВСХВ в 1938-1939-м годах. Также это он создал роспись «СССР – страна социализма» в Клубе имени Дзержинского МВД СССР и, конечно, замечательные мозаики на станции метро «Добрынинская» (1948-1950 гг.) в Москве и станции метро «Балтийская» (1955 г.) в Ленинграде.

Кроме того, Георгий Рублёв был главным художником физкультурных парадов на Красной площади с 1935 года. Совместно с художником Борисом Иорданским выполнил плафон в Октябрьском зале Музея революции СССР «1917 год в Петрограде» (1947-1948), плафон ресторана гостиницы «Ленинградская» на тему «Праздник на Ленинских горах» (1953) в Москве и плафон зрительного зала Оперного театра на тему «Торжество социалистического строя бурят-монгольского народа» (1948-1951) в Улан-Удэ.

В 1950-х годах Рублёв украсил настенной росписью один из клубных залов МГУ. В 1960-х проектировал и исполнял роспись фасада строящегося в Москве на Крымском валу нового здания Государственной Третьяковской галереи. Им создан величественный орнамент-картуш на стене гостиницы в г. Азове в честь 900-летия города…

В 1975 году мастера не стало и вскоре о нём забыли. Как прежде о картине «Портрет И.В. Сталина»…

георгий рублёв

 

георгий рублёв георгий рублёв георгий рублёв георгий рублёв
георгий рублёв

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При подготовке публикации использовались материалы:

Наталья Беспалова Издательство: Советский художник, Москва. 1972 год:

М.: Советский художник, 1972.

 

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — Ольга Лагода — ученица и жена Ивана Шишкина