«Поле» — одна из выдающихся работ художника Савицкого

поле
Художник Михаил Савицкий перед своими полотнами. Фото: открытые источники.

Одна из самых выдающихся работ художника Михаила Савицкого «Поле» была написана уже в послевоенное время,  в 1973 году. Но затрагивает она главную тему творчества мастера — войну.

 Название картины «Поле» подразумевает двойственность изображения. С одной стороны, перед зрителем предстаёт поле жатвы, где колосятся хлеба. Кстати, очевидцы, и среди них моя мама, Галина, вспоминают — в 1941-м году урожай на полях уродился богатейший. Пшеница стеной стояла… Старики в деревнях говорили, что никогда такого богатого урожая не видели и покачивали головами: ох, ни к добру всё это…

  От того и больно было смотреть, как горели хлеба на корню, когда в них разрывались снаряды, и как эти мирные поля, покрытые золотистыми колосьями, постепенно превращались в поля военных действий…

 Багровое небо, покрытое отблеском пожаров от горящих полей, подожженных то ли своими, чтобы урожай не достался врагу, то ли фашистами.

  С другой стороны, перед глазами зрителя предстаёт рукопашный бой — советские солдаты голыми руками идут на фашистскую нечисть…

 Золото колосьев причудливым образом сочетается с образами советских солдат, которые стоят насмерть и не пускают врага. Невольно на память приходят библейские слова: «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода». То есть, жертвуя собой, солдаты дадут жизнь новым поколениям. 

  Рассказывают, что коллега Савицкого по творческому цеху Альгерд Малишевский советовал своим ученикам: «Знаешь, у Савицкого есть хорошая картина… Там, где солдаты погибают среди хлебного поля. Посмотри, как он жито написал и чёрное небо… Это в его картине — главное!»

Художник-фронтовик

   Уроженец небольшой деревеньки Звеняци на Витебщине Михаил Савицкий летом 1940 году окончил среднюю школу в Коханово, получив аттестат зрелости с отличными отметками. На вопрос — кем хочет стать, не задумываясь отвечал: только художником! Здесь сказалось влияние старшего двоюродного брата Валентина Николаевича Савицкого, в будущем известного живописца, который за два года до начала войны окончил Витебское художественное училище.

  12 сентября 1940 года восемнадцатилетного комсомольца Михаила Савицкого призвали на службу. Его старшие братья Алексей и Владимир уже отдавали свой долг стране, потом они погибнут на фронтах Великой Отечественной войны. А третий брат Иван вернётся инвалидом…

  Михаила война застала в Махачкале, где формировалась 345-я стрелковая дивизия для десантирования в Севастополь. Там в должности заместителя командира 793-го отдельного батальона связи он принял свой первый бой. Последний бой бойцов-десантников произошёл в начале июля 1942 года у побережья Херсонеса…

 Красноармейцы, среди которых был и Михаил, четверо суток, практически без продовольствия и питьевой воды, сдерживали натиск врага, пока не кончились патроны. 4 июля раненый Савицкий оказался в плену.

Ад

  Дальше был ад: симферопольская тюрьма, пересыльные лагеря в Бахчисарае и Николаеве, 326-й шталаг, рабочий лагерь военнопленных в Дюссельдорфе, концентрационные лагеря смерти Бухенвальд, Миттельбау-Дора, каменоломни «Кровинки» в Тюрингии, штрафные изоляторы и, наконец, последний круг этого ада — концлагерь Дахау под Мюнхеном. Трудно сказать, как сложилась бы жизнь узника 32815, если бы не пришли союзники. Случилось это 29 апреля 1945-го.

 После лечения и соответствующих проверок в специальном фильтрационном лагере при НКВД Савицкий дослуживал в 6-й гвардейской зенитно-артиллерийской дивизии художником-оформителем. В начале декабря 1946 года был демобилизован и сразу же решил исполнить свою мечту стать настоящим художником.

Картины Савицкого заставляют задуматься

  Михаилу Савицкому пришлось многое пережить, но при этом он сумел не потерять себя, остаться человеком и стать известным художником, чьи работы почитают во всём мире. И знаете, странное дело, смотришь на его картины, некоторые заставляют вздрагивать от ужаса и обращаться с мольбой к небу, чтобы этого никогда не повторилось, но, вместе с тем, они не вызывают отторжения, как, к примеру, работы Игоря Обросова. Подчеркну, это моё личное мнение и оно может не совпадать с мнением других.

 Но как бы там ни было, его картины «Поле» и «Партизанская мадонна», как и все остальные, написанные на военную тематику, заставляют задуматься.

 В этом списке достойное место занимают полотна «Партизаны», созданное в 1963 году, «Витебские ворота», решённое почти как настенная роспись, «Казнь» (второе название «Наказание смертью», авт.).

 Героям и жертвам Великой Отечественной войны посвящены картины «Легенда о батьке Минае», «В партизаны», «Дети войны», «Убийство семьи партизана», два варианта полотна «Комсомольцы». Известны также картины Савицкого, написанные в 70-е годы: «Беженцы», «Клятва», «Ветераны».

  Вот что говорят искусствоведы о его полотнах: «Драматизм лучших полотен Савицкого рождается, как правило, в столкновении уродливого, страшного, жестокого с идеальным началом, заключающим в себе моральную и эстетическую ценность образа».

   Кто-то откровенно его не воспринимал и не любил, но вместе с тем соглашался: Михаил Савицкий замечательный живописец, педагог и общественный деятель, и его творчество – яркая страница национальной культуры Беларуси ХХ века.

Такой разный Савицкий…

   Как человек Михаил Андреевич, рассказывают те, кто его знал, был очень разным — добрым и жёстким, молчаливым и словоохотливым, недовольным и весёлым. Однако всегда обязательным и в творческой форме. Он оставил после себя множество ярких полотен, которые хранятся в разных музеях и галереях его родной страны, есть они и в Третьяковской галерее.

  Михаил Савицкий вполне заслуженно вошёл в историю Беларуси как величайший мастер современного искусства.

Одной из выдающихся раабот
В партизаны
Одной из выдающихся работ
Витебские ворота
одной из выдающихся работ
Годовщина невозрожденной деревни
Дети войны
Казнь
Летний театр
поле
Поле

 

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — «Картина «Безымянная высота» вызвала споры в культурном сообществе»