Картина «Майские цветы» принесла успех молодому Борисову-Мусатову

майские цветы

Картина «Майские цветы» принесла успех автору, молодому художнику Борисову-Мусатову. На неё обратила внимание Великая княгиня Елизавета Фёдоровна. Не долго думая, она тут же отдала за полотно, кстати, выставленное всего лишь на ученической выставке, аж 150 рублей! Это была весьма высокая цена, да ещё и для ученической работы.

Внушительная сумма позволила Виктору Борисову-Мусатову отправиться путешествовать по Европе… Однако критики не разделяли восторга Великой княгини. Они заклеймили художника популярным в то время словечком «декадент» и открыто говорили, что «Майские цветы» написаны в стиле Серова и Коровина. То есть, обычное подражание!

Да только будущей знаменитости до этого не было никакого дела. Он провёл в Париже три года, причём не развлекаясь, а занимаясь в мастерской Кормона. Ни минуты свободного времени! Работа на пленэре, общение с импрессионистами, постимпрессионистами и символистами… Знакомство в Лувре с Боттичелли, Ватто, Веронезе…

И увлечение всей жизни — Пьер Пюви де Шаванн, которого начинающий живописец считал величайшим художником современности. Он очень хотел стать учеником мэтра, да не повезло. Де Шаванн был очень стар и вскоре умер. Но как бы там ни было, значение Парижа в творчестве Борисова-Мусатова трудно переоценить. Неизвестно, как бы пошло дело дальше, да только вмешалась болезнь и ему пришлось вернуться в Саратов.

Но теперь это был другой Борисов-Мусатов. Он уже определился с темами и твёрдо знал, что ему рисовать. Из-под его кисти выходили старинные усадьбы, платья с кринолинами, грёзы о прошлом.

«Майские цветы» 

Летние месяцы, проводимые Борисовым-Мусатовым в Саратове, были посвящены пленэрной живописи. В этом городе и его окрестностях художник находил множество сюжетов для своих произведений. Там, кстати, были созданы и «Майские цветы», написанные в 1894 году. 

Кто не любит яблони в цвету? Именно их, будто украшенных розовыми бантами, изобразил молодой мастер. Вся солнечная весенняя полянка утопает в зелени. И на фоне этой яркой зелени изображена сестра художника Лена, которую он любил рисовать. Звонко смеясь, она ловит красный мяч, брошенный подружкой Ниной.

Виктор постарался передать яркий на солнце, но такой разный белый и сизоватые тени на траве… На белых платьях девочек лежат отсветы — розоватые у Лены и лёгкие голубые у Нины. Сами платья становятся как бы продолжением весеннего цветения яблонь. 

Картина очень напоминает работы известных французских импрессионистов. Считается, что этот период был у молодого художника довольно успешным. И чудесно выполненная обыденная сцена — играющие девочки на зелёной траве — тому подтверждение.

Новый подход

В Третьяковскую галерею картина поступила в 1923 году из 1-го Пролетарского музея Городского района Москвы. Считается, что по манере исполнения она представляет новый подход к изображению натуры, наметившийся в среде молодого поколения художников в конце XIX века.

Его отличительной чертой стал уход от детальной проработки основных объёмов композиции и создание гармоничных, с точки зрения цветового решения, полотен. Всё как бы смазано и вместе с тем довольно чётко выписано, хотя и смотрится несколько декоративно.

Например, яркие светлые пятна белых цветов на деревьях контрастируют с тонами молодой зелени. Объятые лучами солнца фигурки девочек со стороны выглядят словно цветы. Цветущие же в этой картине деревья впоследствии обретут особый символический смысл в работе «Весна» (1898–1901).

Сам по себе

Виктор Борисов-Мусатов постоянно участвовал в выставках и пытался что-то заработать на своём творчестве. К сожалению, это не всегда получалось. Его не всегда понимали современники, он творил как бы сам по себе. «Майские цветы» стали редким исключением. 

Художник не был с передвижниками, академистами или авангардистами. Его картины пропитаны невероятной чистотой и грустью. Лично я влюбилась в них сразу, решительно и бесповоротно, с самого первого знакомства — картины «Водоём». Каждый раз смотрю и задаюсь вопросом: как можно столь выразительно молчать?

Потом прочитала, что поэт Андрей Белый назвал его «тончайший и нежный горбун». И всё встало на свои места. Рисовать тактично и точно, без морали и назидательности дано не каждому! У Борисова-Мусатова это великолепно получалось.

Биография 

Виктор Борисов-Мусатов родился в Саратове 2 (14) апреля 1870 года в семье Эльпидифора Борисовича и Евдокии Гавриловны Мусатовых, бывших крепостных, приписавшихся к мещанскому сословию. Отец был железнодорожным служащим. 

В возрасте трёх лет Виктор неудачно упал со скамейки и получил тяжёлую травму позвоночника. В результате этого несчастного случая у него начал расти горб. И проблемы со здоровьем не давали ему покоя до конца жизни.

Общее образование Виктор получил в Саратовском I-ом Александро-Мариинском реальном училище. Здесь же он обрёл первоначальные навыки рисования от преподавателя рисования Ф.А. Васильева. В эти годы Виктор много рисует, пытливо вглядываясь в окружающий его мир. 

Затем будет обучение в двухклассной рисовальной школе свободного художника И.Ф. Ананьева, которое ставило своей задачей обучение изобразительному искусству и подготовку к поступлению в Академию художеств. После была студия Саратовского общества изящных искусств, Московское училище живописи, ваяния и зодчества и, наконец, петербургская Академия художеств, где он учился в классе Павла Петровича Чистякова.

Всю жизнь Борисов-Мусатов учился много и упорно, даже когда путешествовал. После возвращения из Франции  жил в основном в Саратове, там сейчас его Дом-музей, а с 1901 года — в имении Зубриловка Саратовской губернии. Именно там было написано, пожалуй, главное его произведение — полотно «Водоём».

Борисов-Мусатов скончался в Тарусе 26 октября (8 ноября) 1905. Там и похоронен на высоком берегу реки Оки. В 1910 году на его могиле установлено надгробие работы его одноклассника, саратовского скульптора Александра Матвеева. В память о художнике это место называют Мусатовским косогором.

майские цветы
В.Э. Борисов-Мусатов. Майские цветы. 1894. ГТГ


При подготовке материала использовались следующие публикации:

• «Просто красивая эпоха: Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов» — статья в журнале «Православие и мир»;
• Дореволюционная биография Борисова-Мусатова;
• Дмитриенко А. Ф., Кузнецова Э. В., Петрова О. Ф., Федорова Н. А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Ленинград, 1971 г.

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — Михаил Мохов изобразил одну из пасхальных традиций