«У балкона. Испанки Леонора и Ампара»: золотая медаль в Париже

у балкона

«У балкона. Испанки Леонора и Ампара» получила золотую медаль на выставке в Париже

у балконаЗолотую медаль на Всемирной выставке в Париже получила картина художника Константина Коровина «У балкона. Испанки Леонора и Ампара». Эта работа молодого тогда мастера, кстати, сокращённо её называют «У балкона» или «Испанки», опередила картины Виктора Васнецова, Василия Поленова, Исаака Левитана и Константина Маковского. Практически сразу её для своей коллекции приобрёл Савва Морозов. Позже она оказалась в коллекции Третьяковской галереи.

    На картине изображены две прислонившиеся друг к другу девушки, стоящие на ковре у окна, выходящего на балкон. Они, увлечённые чем-то, происходящим на улице, являются центральной частью композиции.

    Как потом вспоминал сам Коровин, во время его путешествия по Валенсии, он попросил швейцара гостиницы найти ему модель-испанку.

    Через некоторое время тот привёл в номер молодых, бедно одетых девушек — Ампару и Леонору. Коровин попросил их постоять у окна, а сам начал писать их портрет.

     Потом они категорически отказались от предложенных за работу денег и тогда Коровин предложил пойти на рынок, где купил своим моделям понравившуюся им обувь и платки из китайского шёлка. А когда художник покидал Валенсию, девушки пришли его провожать и принесли с собой большие пучки срезанных зелёных веток, усыпанных мандаринами.

Удачный дебют

    Дебют «У балкона» оказался успешным. В 1889 году картину, за которую проголосовали тринадцать из шестнадцати членов жюри — «Совета передвижников», представили на XVII выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»).

    В 1900 году картина стала частью российской экспозиции на Всемирной выставке в Париже и оказалась в центре всеобщего внимания. Более того, ей даже присудили золотую медаль.

    В 2012 году «У балкона» можно было увидеть на выставке «Константин Коровин. Живопись. Театр. К 150-летию со дня рождения» в выставочном зале Государственной Третьяковской галереи на Крымском валу.

Поездка в Испанию

    К слову, в Испанию молодой Коровин, который к тому времени получил звание «неклассного художника», отправился не просто так. Известный меценат, председатель Московско-Ярославской железной дороги и владелец частной оперы Савва Мамонтов, которого называли «великолепный Савва», готовил постановку оперы Жоржа Бизе «Кармен».

   Молодому Константину Коровину было предложено съездить в Испанию и написать с натуры эскизы для постановки.

    В Россию Коровин вернулся с таким материалом для «Кармен», что Савва Мамонтов чуть было не задушил его от радости в своих объятиях. Премьера оперы состоялась 22 декабря 1885 года. Художественное оформление спектакля привело москвичей в изумление: «Декорации «Кармен» дают полную иллюзию, унося зрителя в «страну кастаньет и тореадоров», –– писали газеты.

     А чуть позже они с таким же восторгом отзывались и об его «Испанках»…

Художественно-хаотический человек

      Ученика Алексея Саврасова и Василия Поленова, друга Валентина Серова любили абсолютно все окружающие. Однокурсник Коровина Михаил Нестеров вспоминал: «Всё в нём жило, копошилось, цвело и процветало. Костя был тип художника, неотразимо действующего на воображение, он «влюблял» в себя… Баловали его профессора-художники, баловали учителя по наукам, которыми он не любил заниматься, сдавая экзамены походя, где-нибудь на площадке лестницы».

    Однако при всём этом, Коровин был сложной натурой, хотя многие из его окружения считали его простым и понятным человеком.

     Наиболее правильно о нём отозвался лишь Фёдор Шаляпин: «Беспечный, художественно-хаотический человек, раз навсегда заживший в обнимку с природой, страстный охотник и рыбак, этот милый Коровин, несмотря на самые отчаянные увлечения глухарями, тетеревами и карасями, ни разу не упустил из поля своего наблюдения ни одного людского штриха».

     Казалось, что он состоит в приятельских отношениях со всеми известными людьми того времени. Его обожал Савва Морозов, придумавший ему прозвище «Весёлый корабельщик». В восторге были молодые хористки, зрителям нравились его картины, журналисты писали прекрасные отзывы, а критики называли «первым русским импрессионистом».

   Блестящий живописец, великий труженик, первый русский импрессионист… Далеко не полный перечень эпитетов, которыми награждала его пресса и окружающие. К слову, мало кто знает, что в годы Первой мировой войны Коровин ушёл на фронт и заведовал военной маскировкой,  где также показал себя с лучшей стороны. Вернулся лишь в 1917-м и в числе немногих шёл за гробом своего благодетеля Морозова, последние годы жизни которого были омрачены расследованиями.

При новой власти он был востребован

   Великая Октябрьская революция сильно нарушила его душевное равновесие. Но вместе с тем, Коровин не остался за бортом, как многие другие его коллеги по творческому цеху. Он был избран в Комиссию художников при Комиссаре над бывшим Министерством Императорского двора, стал членом коллегии художников театра, вошёл в состав Отдела пластических искусств.

    Довольно активно занимался вопросами сохранения памятников искусства, организовал аукционы и выставки в пользу освободившихся политзаключённых, продолжал сотрудничать с театрами. С 1918 года художник жил в имении Островно Вышневолоцкого уезда Тверской губернии, преподавал в свободных государственных художественных мастерских на даче «Чайка».

     К 60-летию со дня рождения Коровина, в 1921 году, Главный политико-просветительский комитет устроил выставку его работ. На следующий год в Третьяковской галерее открылась ретроспективная экспозиция полотен художника.

А потом был Париж

     Но как не удивительно, художнику морально жилось тяжело и он мечтал покинуть родину. В 1922 году при помощи первого наркома просвещения Анатолия Луначарского Коровин уезжает за границу и селится во Франции. К сожалению, его творчество оказывается не особо востребованным в богемном Париже. Импрессионисты уже мало кого волновали, а сам он вдруг затосковал по России. И тут случилась новая беда — сильно ухудшилось зрение и рисовать мастер уже не мог.

    На помощь пришёл его литературный талант и он начал писать рассказы, которые публиковал в эмигрантских парижских изданиях: «Россия и славянство», «Иллюстрированная Россия» и «Возрождение».

    Через 10 дней после начала Второй мировой войны, Константин Коровин умер на улице от сердечного приступа. Похоронили художника во Франции на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Наталья Швец

Репродукция картины Константина Коровина ««У балкона. Испанки Леонора и Ампара»

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — ««Возвращение стада»: картине Фёдора Васильева присудили первую премию на конкурсе Общества поощрения художников»